Уважаемые коллеги!

Вы можете получить консультацию по интересующему вас вопросу от профильного методиста / иного специалиста Института тремя способами:

  • 1) очно (при посещении курсов, предварительная запись желательна);
  • 2) заочно (по телефону или электронной почте, смотреть контакты сотрудников);
  • 3) дистанционно (ищите ответы на часто задаваемые вопросы).

Биология
Вопрос:
По какому разделу биологии в этом году планируется ВПР в 7 классе? В большинстве школ изучается зоология.
Ответ:
Программа по биологии может реализовываться  по  линейному, концентрическому и спиралевидному типу. У нас в регионе в большинстве образовательных организаций представлен концентрический тип построения программы. В 6-м классе изучается ботаника, в 7-м классе – зоология, в 8-м – анатомия и физиология человека. Составители контрольно-измерительных материалов по ВПР и ОГЭ ориентированы на линейную программу. Это значит, что в седьмом классе будет освещен раздел «Растения. Грибы. Бактерии».
Вопрос:
Какие расчётные задачи изучаются в школьном курсе биологии основной школы?
Ответ:
В разделе биологии «Физиология и анатомия человека» (тема «Обменные процессы в организме. Обмен веществ и энергии») изучаются следующие типы задач:
  • простейшие биологические задачи на расчёты энергетической ценности (калорийности) продуктов;
  • расчётные  биологические задачи на определение энергозатрат.
Примеры типовых задач можно найти в вариантах ВПР по биологии за 11 класс и в банке задания ФИПИ ОГЭ.

География
Вопрос:
Чем занимаются современные географы?
Ответ: 
Современная география многогранна:  исследует закономерности пространственной организации природных и социальных систем;  на основе сложнейших математических моделей изучает глобальные изменения климата и окружающей среды, влияние на них природных и антропогенных факторов и адаптацию экосистем к этим изменениям; пространственная организация общества и территориальное планирование. Современная география — это высокотехнологичная область науки и практики.   Геоинформационные технологии лежат в основе множества сервисов и услуг — начиная от геолокации на мобильных устройствах, в поисковых системах и социальных сетях до сложных управленческих систем в корпорациях и государственных органах.
Вопрос:
Куда можно порекомендовать поступать выпускникам школ по географическому направлению?
Ответ:
В контексте развития современной географии можно порекомендовать выпускникам школ поступление в следующие вузы страны и региона (по результатам ЕГЭ по географии): 
  1. Институт живых систем БФУ им. И. Канта, направление «Геоэкология»;
  2. Калининградский государственный технический университет, направление «Экология и природопользование»;
  3. Высшая школа экономики и Институт географии РАН,  бакалаврская программа «География глобальных изменений и геоинформационные технологии»;
  4. Московский государственный университет геодезии и картографии;
  5. Санкт Петербургский горный университет;
  6. Санкт-Петербургский государственный университет, направление «Картография и геоинформатика»;
  7. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского по специальностям «Военная картография», «Метеорология специального назначения»;
  8. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Институт географии.


Технология
Вопрос:
В связи с обновлением содержания предметной области «Технология» (Решение ФУМО по общему образованию в ред. от 04.02.2020) хотели познакомиться с примерной Программой. Подскажите где можно найти данную программу?
Ответ:
Примерные программы можно посмотреть на сайте Министерства просвещения Российской федерации в Реестре основных общеобразовательных программ. Ссылка на сайт: fgosreestr.ru
Вопрос:
Содержание по предмету «технология» при реализации ФГОС ООП ООО не предусматривает деление при преподавании предмета на мальчиков и девочек, все содержание должно быть освоено и мальчиками и девочками: вопросы кулинарии, швейного дела, резьбы по дереву и др.?
Тогда при отсутствии такого разделения в содержании, можно ли не осуществлять деление на мальчиков и девочек в 5-8 классах?
Какими документами при этом руководствоваться?
Ответ:
Необходимость деления класса на мальчиков и девочек определяется образовательной организацией самостоятельно.
Обоснование: В настоящее время единственным действующим нормативным актом, который регулирует вопрос деления классов на группы при проведении учебных занятий, является приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», согласно которому: при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II - IX классы), «Технологии» (V - IX классы), а также по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, при проведении занятий по другим учебным предметам. Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки. Для старших классов (10-11) при проведении занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ», «Естествознанию», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. Обращаем внимание, что документ не действует для классов ОО, в которых реализуется ООП по новым ФГОС. В условиях реализации ФГОС представляется, что необходимость деления класса на подгруппы для освоения образовательной программы по определенным предметам принимается самостоятельно образовательной организацией (ч.1 ст.28 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), исходя из возможностей обеспечения учебного процесса с максимальной эффективностью (при наличии соответствующего финансирования). Это решение может быть принято на Управляющем совете и согласовано с учредителем. Деление по гендерному принципу (на мальчиков и девочек) не устанавливается ни одним документом. Речь идет только о занятиях в малых группах. Таким образом, согласно Приказу № 1312, при наполняемости сельского класса 20 человек и более на занятиях по технологии осуществляется деление класса на две группы. Нельзя не учитывать, что на занятиях по технологии должны соблюдаться требования безопасности. Не допускается нарушать нормы загруженности помещения обучающимися, предусмотренные СНиП, а также не допускается нарушение требований безопасности при занятиях. Главное при организации занятий по технологии – это соблюдение требований безопасности и охраны труда. Если они соблюдаются, то совместные занятия мальчиков и девочек допустимы. В свою очередь, ответственность за организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях несут органы местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Поэтому, если образовательная организация в условиях недофинансирования реализует ООП, она должна в качестве юридической гарантии своей добросовестности иметь доказательства отказа учредителя в финансовом обеспечении согласно нормативным требованиям. В ином случае, вся ответственность за несоблюдение требований может быть возложена на руководителя ОУ. При принятии решения о необходимости деления обучающихся на группы следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Таким образом, решение о необходимости деления класса на группы принимается уполномоченными лицами (органами управления) образовательной организации исходя из норм финансирования, однако при принятии такого решения рекомендуется также учитывать мнение обучающихся.

Источник: https://www.menobr.ru/question/4272594042-qqess2-16-m9-nujno-li-osushchestvlyat-delenie-klassa-na-gruppy-po-polovomu-priznaku


Физика
Вопрос:
 В начале изучения курса физики ( I четверть, 7 класс) требуется умение записывать обучающимися в стандартном виде положительных чисел. Эту тему проходят по математике тоже в 7 классе, но в следующей четверти. Что делать?
Ответ:
Вариант 1. Интегрированный урок физика математика в I четверти учебного года
Вариант 2. Заранее уведомить учителей математики, что есть необходимость внести изменения в УТП учебного предмета «Математика» и поставить эту тему в 1 четверти.
 
Вопрос:
В 11-ом классе по физике очень большой объем теоретического материала, не включающий в себя решение задач. Как заинтересовать учащихся?
Ответ:
Вариант 1. Использовать технологию «перевёрнутый класс». (Что такое «перевёрнутый класс» и как эту методику используют в России - МЕЛ)
Вариант 2. Организовать конференцию, на которой учащиеся сами друг другу сообщают новые темы.

Химия
Вопрос:
Какие расчётные задачи являются обязательными в курсе химии основной школы?
Ответ:
Согласно Примерной программе по химии перечень расчётных задач следующий:
  1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
  2. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
  3. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
  4. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вопрос:
Какие программы можно использовать для 3D-визуализации атомов и молекул?
Ответ:
Avogadro - это редактор и визуализатор молекул, разработанный для межплатформенного использования в вычислительной химии, молекулярном моделировании, биоинформатике, материаловедении и смежных областях. Она легко скачивается и бесплатная. http://avogadro.openmolecules.net/
Аналогичных программ много. Также достаточно интенсивно используются в среде химиков программы ChemPen3D и HyperChem 

© 2015-2021 КОИРО